Content / К содержанию

Vernitskii
Literature
____________________

   Молодая русская литература   

2002
ПРОЗА



Яна ТОКАРЕВА

       

      Выбранные места из переписки с друзьями:

      ...Эта комната, как и вообще эта феноменальная квартира, с её, по ошибке в планировке, более чем 4-х метровыми потолками, а также мебелью, предназначенной для расстановки, по меньшей мере, в трёх подобных квартирах, а также коробками, в которых лежат все вещи, которые за время своей жизни, а также за время жизни всех своих родственников, бабушка не разрешила им выбросить, – короче, эта квартира вызывает у меня смутную ассоциацию с тем фактом, не знаю уж откуда мне приснившимся, что наши с тобой любимые животные1 умеют ориентироваться в 3-d лабиринте...

      ...С Гришей фатально не можем встретиться. Мы уже полтора месяца договариваемся, что он придёт ко мне каждый раз в следующую субботу, и каждый раз судьба мешает этому исполниться. В этот раз на субботу перенесли понедельник (антисемитская акция), а у лингвистов, дабы суббота не пропадала, её саму перенесли на воскресенье (антиантисемитская акция). В военной топографии оси координат для ясности перемéняны местами2...

      ...В школах разных сейчас карантин, в институте половина народу из той половины, что все еще туда ходит, ходит туда с красными носами и кашляет. У Маши это вызывает апокалиптические ассоциации из Боккаччо и ей хочется дней на десять уехать из Москвы. Но сессия уже на носу, сессия...

      ...У меня даже создалась иллюзия, что они либо стали говорить на человеческом языке, либо я ещё не совсем общий язык с ними со всеми потеряла. Типа: "Гриша, то, по чему мы сейчас идём, называется трамвайными рельсами. Следует ли из этого, что по ним время от времени ходит нечто отличное от нас?"...

      ...И ещё я очень люблю фотографии с пони в зоопарке. Моя подружка Маша рассказывала, что когда они в классе делали выпускную газету, всех попросили принести детские фотографии, и все принесли фотографии верхом на этом пони, а одна девочка – на деревянной лошадке. Они это всё приклеили и написали "Первая конная". Ну вот, как будто бы ты для меня состоишь из совокупности различных фотографий, и я по ним пытаюсь понять, какой ты есть, когда человек рядом, этого почему-то не приходило в голову попытаться сделать...

      ...Ты мне в последнее время очень часто стала сниться, один раз мне снилось, что мы пошли с кем-то в поход и нечаянно оказались на какой-то нейтральной территории, куда одновременно пошли в поход вы с родителями, и мы с вами там случайно встретились...

       

      Объявление в РГГУ:

      Гардероб работает только на выдачу. Администрация.

       

      Вокруг капустника III курса3 "Парнас бодуном. Рассольник по-эллински".

       

      1) Коллектив авторов в поисках Мнемозины:

      Маша Майофис (Эвтерпа, пишет диплом о русском филэллинизме):

      – Было бы здорово выпустить на сцену греческий хор, и чтобы они запели что-нибудь русское народное...

      Яна Токарева (Эрато):

      – Ну как что? Во-ку-во-кузнице!

      К творческому процессу подключается Аня Легенкина (Каллиопа, уменьшительно-ласкательное – Клёпа):

      – Мы вот тут думаем, что выйдет греческий хор и запоёт на мотив "Во кузнице": "Воспой, воспой муза!"

      – Воспой муза твою мать, твою мать!

      – Интересно, а у муз есть мать?

      Дальше, согласно легенде, Легенкина и Майофис отправляются прояснять этот вопрос у более осведомлённой части публики. Паша Шкаренков не знает, но говорит, что имена муз в первый раз, вроде бы, встречаются у Гессиода. Катя Беляева говорит, что точно есть, причём какая-то очень известная тётка. Левинская в этот момент разговаривает по телефону и показывает пальцем на необходимый (и достаточный) словарь. Вот так её, собственно говоря, и нашли: это Вика Малкина.

      (Маша поправляет, что на разведку она ходила без Ани. А жаль: красиво звучало "согласно легенде, Легенкина..." Д. П. Бак считает, что эта фамилия происходит от homo legens, и, видимо, недалёк от истины).

      2) Несколько листочков переписки на лекциях.

          Участвуют:

          А. Кукулина (сочувствующая)
          Я. Токарева (Эрато)
          М. Майофис (Эвтерпа)
          В. Малкина (Мнемозина)

          Яна     Аня, привет, что ты думаешь
          о капустнике?
          Аня     Ничего, а что?
          Яна     Не хочешь присоединиться
          к вялому сочинительству?
          Галина Андреевна Белая очень
          любила детей...
          Аня     Бывало, соберут в кабинет
          много детишек, а ей всё
          мало, "Ещё, ещё давайте!"
          кричит
          Так можно километрами
          писать, но я плохо пред-
          ставляю себе это сценически
          Яна     Просто должен в процессе
          действа выходить 1 человек
          и рассказывать про Г.А.Б. (про
          других людей тоже уже есть
          много чего), а в конце –
          – ну и дети, в общем,
          тоже очень любили Г.А. Б...
          нужно придумать много
          анекдотов с таким началом
          Аня     Я попробую подумать
          Яна     у нас ещё есть такие
          одностишия:
          "Прихожу один я к первой паре..."4
          Аня     дальше по txt
          пусто всё, пустыня внемлет Богу
          Яна     "Здесь читает Андрей Леонидович Зорин..."
          да тут пожалуй даже не
          стоит ничего добавлять.
          Вот мы никак не можем
          переделать "О закрой свои бледные ноги..."
          Аня     Я не в ударе. Максимум,
          на что я способна
          "О открой свои белые (чёрные) очи"
          но это уже было
          вар. "сонные глазки"
          Яна     А ещё, ты не знаешь, слу-
          чайно, где можно достать
          котурны? Очень хочется выпус-
          тить в начале греческий
          хор, исполняющий "На па- на
          пáрнасе... воспой,
          воспой муза...
          Аня     Одну пару самим можно сделать, но>? 5

          Маша     Мне бы надо где-нибудь
          на скрипице поиграть?
          Где бы?
          Яна     в женской раздевалке
          <Маша     ?????>
          Яна     физ-ра
          Маша     А нельзя ли аудиторию какую-нибудь
          взять? Ведь Лиле <Хафизовой>6нужно ещё рисовать
          Яна     М.б. на ФТиПЛ. А Лиля, наверное, может
          на кафедре устроиться
          Вика     на кафедре сейчас занятия. У С<амсона>.Н<аумовича>.Б<ройтмана>.
          Лиля     вообще ничего не написала?
          Маша     Только имена, т.е. 1/2
          Яна     у нас 2 пары впереди, и я помогу
          Вика     Если мы будем тихо, то можно и на поэтике.

          Яна     Вчера, когда на перекуре я стала говорить, как бы лучше закончить, Марина Шемадина включилась в дискуссию, приняв это за чистую монету => мы смотримся естественно

          Маша     Спросить у Курицына, интересно ли ему будет
          посмотреть кассету?7
          Я вчера говорю маме: "Вернусь поздно, т.к.
          буду в Школе совр. Искусства на лекции Ухова".
          Она: "Как Ухова? Ты же ходишь на
          этого... ну как его... Петухова, что ли?"
          Яна     Я опять пропустила вчера ШСИ
          Маша     Рубинштейна вчера не было, он через неделю
          Яна     классно.
          Маша     Ладно – "в туалет", мне бы раз в месяц
          число запомнить – и то склероз.
          Яна     Ты знаешь, я наши с тобой записки буду
          коллекционировать. Это вполне постмодерн.
          сочинения.
          Маша     Ага, а потом публиковать и
          меня компрометировать? (Он пересказывает
          свою статью в N1 НЛО). <...>
          Я сегодня встретила по дороге в
          вуз Таню Ховрину, она жаловалась на
          похмелье, сухость во рту, жажду и выпитый
          за вечер на четверых ящик шампанского.

          Маша     Ну что, будем ему
          кассету отдавать?
          Яна     ... и Курицын, виясь
          вкруг диктофона...

          Маша     Дмитрий Петрович сказал, пока ты
          ходила за стулом: "Да забирайте, забирайте
          мой стул, я же, как известно, до
          Екатеринбурга хожу8"

          Яна     Он чё,
          обиделся?
          Маша     Нет. Это он шутя изрёк, там ведь у него 2
          стула там было, куда ему столько.

          Куда Лера пропала? Она была в буфете
          и собиралась на лекцию. Что-то она не в себе
          сегодня.
          Яна     Я её только мельком вдали видела.
          Маша     Она мне сказала, что не выспалась, но при
          этом лицо у неё скорее грустное, чем усталое
          Яна     Если что, ей нужно позвонить сегодня. Но я тоже не в себе.
          Маша     Понимаю. <...>
          Мы вчера с Машей Микаэлян
          придумали "Альтернативный апокалип-
          сис" – ряд историй, к-рые заканчи-
          ваются словами "Тут и сказке
          конец" или "Тут и свету конец"
          Яна     а кто выжил – молодец.
          Маша     "Встречаются Шиллер, Шиндлер и Ширвиндт,
          идут, идут, а навстречу им Тамар-
          ченко с томагавком. Тут и сказке
          конец" и пр.

          (на той же странице вверх ногами)

          Маша     "Близкий мне оппонент"

          (на обороте того же листа)

          Маша     Просто в наш двор никто детей
          гулять не водит. Там только собак
          выгуливают.
          Вика     А у нас – два смежных
          двора – и рядом несколько проходных –
          в самый раз.
          Маша     Кто это во дворе сейчас бельё
          развешивает? –> Но у нас-то нет!
          Вика     Господи, что у него с левой рукой?
          Маша     Ты только что заметила? Я полагаю,
          мозоль от палки.
          Вика     Г<еоргий>. К<онстантинович>. стал размышлять, ск. лет Г<алине>. А<ндреевне>.
          И говорит: "Да, сильно уже за 60. Я её
          помню молодой..." Так что вряд ли
          он обидится на "деда".
          Маша     А переводил то ли Зенкин, то ли Козлов
          Ну наш акт подражания точно имеет
          познават. смысл – хоть Муз выучим
          Вика     Я-то точно. Кстати, я костюм и венок свои
          принесла.
          Маша     Я вчера разговаривала с Асей <Бонч-Осмоловской> и
          пригласила её на капустник. Она
          говорит: "Я позову Кирилла Рогова,
          может, ему будет интересно". Так что
          можно будет посадить рядом
          Зубова, Носова и Рогова.
          Вика     А с др. ст. –
          Козлова, Зверева, Шайтанова, Ершову <...>

          Маша     И
          Курицын, виясь вкруг диктофона,
          И диктофон (как бы живой центон)
          Цитату Курицына в недра поглощает...

       

      – Кирилла9 <Талию> тоже в платье на сцену выпускать?

      – Можно шотландскую юбку, у меня есть. Боюсь только, что в талии не сойдётся.

      – Юбка в талии или Талия в юбке?

       

      3) Из не вошедшего в капустник:

                 

      – У Галины Андреевны было четыре курса, и все идиоты (не помню автора, не вошло в капустник, поскольку Женя Натаров краем уха прослышал и за свой четвёртый курс обиделся).

       

      4) Из вошедшего в капустник

       

      Четвёртому курсу, с искренним пожеланием стать когда-нибудь пятым10.

          О, мой диплом, полученный так рано,
          что и не знала я, что я специалист ...
          Заслужен и немой укор в глазах декана,
          и оппонентов залихватский свист,

          И всё ж, тому сердца внимающих открыты,
          кто прежде логики с риторикой знаком11...
          О, мой диплом! О, в ночь перед защитой
          написанный диплом!

          И ты при этом – лишь один из многих...
          Да будет так: настанет твой черёд,
          о мой диплом, и вечности, в итоге,
          жерло тебя пожрёт.

       

      Концовка капустника

      Клио:

      ... И тут слушатели Высшей партийной школы спрашивают меня: "А есть ли истина в истории?" И я отвечаю им: "Нет!" (конец цитаты12)...

      Эрато:

      ___________________________________________________________

      Нет, не конец13.

      ___________________________________________________________

      Роскошна Истфильская осень.

      ___________________________________________________________

      С топотом бесятся музы на сцене, причём одна на котурнах;

      То разошлись, то вновь слились в синкретизме.

      ___________________________________________________________

      Нет на Истфил и нынче угомону.

      ___________________________________________________________

      Ты скажешь: "Как уместно, что открыли

      Здесь14 Школу Современного Искусства15

      И в ход пошли гребёнки, молоточки,

      То слышится гармоника губная ... {Слышится.}

      ___________________________________________________________

      То скрипка, то гитара, то пьянино:

      "До-ре-ми-фа" и "соль-фа-ми-ре-до".

      ___________________________________________________________

      Бывало, я, как помоложе, выйду

      Во двор весенний, в летнее кафе,

      Но тут с прохладой резкою дыхнёт

      Мне запах увядания в лицо,

      И я пойму, что двор уже осенний.

      ___________________________________________________________

      Вот так и мы: ведь только что пришли,

      А оказалось вдруг, что курс наук

      Уже прошли подале половины.

      ___________________________________________________________

      Нас увенчает степень бакалавра,

      Поскольку вот и Бак тут есть, и лавра

      Достаточно...

      ___________________________________________________________

      А что там будет дальше –

      Кто ведает?..

      ___________________________________________________________

      Шероховато время,

      А всё-таки...

      ___________________________________________________________

      И далее по тексту...

      ___________________________________________________________

       

      ___________________________________________________________

       

      ___________________________________________________________

      Наверное, будет непросто.

      ___________________________________________________________

      Но крылом нас укроет Галина Андревна,

      И мы не умрём.

      ___________________________________________________________

      Выпьем, дружок, ещё раз за тех, кто в море,

      Выпьем до дна.

      ___________________________________________________________

      Век шествует путём своим железным...

      {Терпсихора проходит на котурнах}

      ___________________________________________________________

      Мне тяжело, как смутное похмелье...

      ___________________________________________________________

      Так вот когда я стал самим собою...

      ___________________________________________________________

      Похоже, что и это – тоже я...

      ___________________________________________________________

      Пора вам знать: я тоже современник,

      Я человек эпохи постмодерна,

      Смотрите, как я к вам пришёл без пиджака,

      Как поступать, как говорить умею...

      Попробуйте меня перекричать:

      Ручаюсь вам, себе свернёте шею.

      ___________________________________________________________

      А впрочем, возраженья принимаю.

      ___________________________________________________________

      И признаю любые точки зренья.

      ___________________________________________________________

      Да что уж там, ведь по большому счёту

      Я    В А С    Л Ю Б Л Ю...

      ___________________________________________________________

      И Вас.

      ___________________________________________________________

      И Вас.

      ___________________________________________________________

      И Вас.

      ___________________________________________________________

      Пусть это оскорбительно, поймите:

      В конце концов, всё движется любовью...

      ___________________________________________________________

      Уже стемнело...

      ___________________________________________________________

      Вот публика шумит в недоуменье...

      ___________________________________________________________

      К Ковалю входит в гости Рубинштейн.

      Он с Приговым в "РАГУ" души не чаял

      Знакомой встретить, ан, поди ж ты, школу

      Они открыли...

      ___________________________________________________________

      Не подозревая,

      Что мы потом чужую песню сложим,

      И как свою её преподнесём...

      ___________________________________________________________

      Октябрьские студенты – шелапуты...

      ___________________________________________________________

      А в результате всё-таки КАТÁРСИС.

      {Талия разбивает вдребезги каталожный ящик и попирает его обломки}

      _________________________________________________________________

       

      Песнь о Курицыне и прочих
      (на мотив "Старика Козлодоева")17.

      ... в любимой газете сегодня случайно меж избранных слов и вещей прочли мы внимательно текст маргинальный о пользе подобных статей нас выйти за рамки привычной культуры на практике текст призывал и мы уже было хотели как дуры но автор куда-то пропал17...

          Как много поэтов хороших и разных,
          Как много прекрасных имён,
          Как много фамилий не менее классных,
          И отчество им – легион.
          Отныне, отныне на всех на Истфиле
          Нашёл удивительный стих:
          Мы мёртвых поэтов уже изучили,
          Теперь изучаем живых.

      Главный вход закрыт и приходится пробираться через лингвистическую проходную. По дороге Бак обращает наше внимание на последние освещённые окна в здании бывшей ВПШ: каждую ночь здесь происходит таинство. Газета "Сегодня" превращается в газету "Завтра".

       

      5-й семестр 1995/96 учебного года ТРЕТИЙ КУРС Токарева Яна Александровна

      (фамилия, имя отч. студента)

      П Р А К Т И Ч Е С К И Е    З А Н Я Т И Я

      № №

      п / п

      Наименование дисциплин

      Кол.

      Час.

      Фамилия

      препода-

      вателя

      Отметки

      о зачете

      Дата

      сдачи

      зачета

      Подпись

      препода-

      вателя

      1

      Совр. Рус. Лит

               

      2

      постмодернизм

       

      Курицын

      зачёт

      22.XII

       

      3

      итал. Язык

       

      Касаткина

      зачёт

      22.XII

       

       

      Рая, привет!

      Решила я тебе написать, пока стою в очереди за книжками в ОЧЗ Ленинки, и вот посмотришь, какой длины эта очередь. Извини за почерк, но стоя лучше не получается. О, чуть продвинулись. Со смыслом жизни у меня ничего

      (sic)

       

      Аня, привет!

      Ты знаешь, пару лет назад мне пришло в голову, что стоило бы написать эпическую поэму "Творческая история" о муках порождения капустника третьего курса. Не случайно ведь, рассуждала я, древние подменяли описание предмета историей его создания. Не говоря уже о новых, подчас подменяющих ею и самоё предмет. Традиция обязывала в первых же строках призвать тебя к виртуальному сотрудничеству; более того, я намеревалась обращаться к тебе за вдохновением на протяжении всего повествования, и даже знаю, чем оно должно было заканчиваться: "Как же мы молоды были тогда, Каллиопа!". Эпическая дистанция на тот момент составляла ровно один год...

       

      Оля Астахова в автобусе слышала разговор двух мальчиков, один пересказывал другому сюжет "Горя от ума":

      – Короче, приезжает чувак из-за бугра, все о...ели, невеста сб..довала, он всех послал, взял тачку и умотал.

       

      Перед экзаменом по философии Яна (174 см.), Маша и Лера (существенно нижайшие) пришли в Ленинку в одинаковых чёрных водолазках. Так и ходили: СОКРАТ и младшие сократики.

       

      Таня Ховрина и Юля Варламова затеяли издавать на истфиле журнал "Вестник EAST FEEL". Второй номер был приурочен к 14 февраля; всем предлагалось публиковать в нём признания в любви, по желанию анонимные. Незадолго до этого вывесили аннотацию спецкурса Каменского, приуроченного к 200-летию со дня смерти Екатерины II. Зорин к тому моменту свой спецкурс о Екатерине уже год как прочёл.

      Указ Ея Императорского Величества Императрицы Екатерины Алексеевны о Высочайшем изъявлении любви А. Л. Зорину и А. Б. Каменскому.

      Мы, Матушка Екатерина,

      любовь Свою им изъявляемъ

      и поздравляемъ

      со днемъ Святаго Валентина

      и паки со грядущей двухсотлетней годовщиной

      Своей безвременной кончины.

       

      Маше Людковской в Швецию:

      ...ты там не очень загнивай, хочешь, можешь вообразить себя Баратынским в Финляндии или Бродским в Норенской...

      ...над расписанием изгаляются, кто как может, Тим всё порывался исправить "гражданскую оборону" на "моральный кодекс", а надпись "пр. Козлов" исправили на "про Козлов"...

      ...очень остроумно решили проблему паркета: постелили поверх него линолеум под цвет паркета. Теперь в случае потопа будет пухнуть и вонять...

      ...наша искусствоведша утверждает, что одежда жрецов в древности изготавливалась из шерсти непорочных ягнят (представь себе порочного ягнёнка), причём была выведена специальная порода таких ягнят (прикинь, сколько сил пришлось на это положить). Ещё она утверждает, что "в Древней Греции, тогда как юноши выступали, так сказать, в обнажённом виде на соревнованиях, то девушки, когда особенно участвовали в БЕГАХ, были одеты в тунику, спущенную с одного плеча, так что одна грудь была обнажена, в данном случае – для удобства участия в состязаниях". Это её вариант объяснения статуи Артемиды. Я уже не говорю о кожаных чулках, которые "элегантно обнажают мужскую ногу"...

       

      Писали с Машей статью про Некрасова в словарь персонажей. Корректуру потом вычитывала Маша, так что я так и не знаю, что из всего этого получилось. Знаю только, что корёжских крестьян переправили на корейских.

      Цитата, кажется, из романа "Некуда": "Бедная женщина стояла, погрузив палец одной руки в рот, другою сдерживая бьющееся сердце". Да, кажется, действительно из романа "Некуда". Стыдно признаться, но придётся: Женю Воробьёву мы за глаза называли Женни Гловацкой...

       

      Таня Полякова (Григорьева) пришла на зачёт к Логунову чуть ли не прямо из роддома.

      – Ну и кого ж вы там родили? Мальчика, я надеюсь? Нет? А кого?

      – Девочку.

      – Ну и как назвали?

      – Пока никак.

      Первое сознательное воспоминание о Тане относится к слёту ББС, на котором Яна была всего однажды. Измазала руки, пошла помыть их в ручейке. Пока мыла, ноги увязли в грязи. Пока вынимала ноги, руки пришли в исходное положение. Тихая девочка на жёрдочке моет посуду и осведомляется, не может ли она чем-нибудь помочь. Чем тут можно помочь...

       

      Распространённое на оптовом рынке наименование: "Бёдра без хребта".

       

      Из украденного "Сампросветбюллетеня" (попытки истфильской стенгазеты):

      Не жди меня, мама, пелеева сына (Юля Федотова).

      Он был ещё не оперившийся щенок (не помню, кто).

      Присутствие не подлежит необходимости (–"–).

      Тo die, or not today.

      Ave Caesar, Ave Caesar, Caesar Caesar, Ave Ave.

       

      Сон бабушки.

      Живёт она в деревянном сарае двухэтажном, сидит на завалинке, а сверху какой-то Ксантипп выливает на неё какую-то неявную жидкость, и бежит бабушка моя мыть руки, благо только руки, но боится зайти в ванную, т.к. живёт она в одном сарае с Жириновским. Ничего, думает, уже поздно, он, небось, спит. Заходит в ванную, и видит: Жириновский зубы чистит. Пятится бабушка из ванной, а сама думает: "Надо же, какой молодец, зубы на ночь чистит!"

       

      Преподаватель истории на ФТиПЛ имел обыкновение повторяться. Гриша Дурново из принципа записывал за ним только те фразы, которые произносились дважды. И всё равно в тетрадке встречались повторы: "Маршрут следования армии Наполеона был таков: город Гренобль – Лион – Гренобль – Лион – Гренобль – Лион – Гренобль – Лион".

       

      Лирическая героиня, прослышав краем уха, что лирический герой надумал жениться, на спор сама с собой перешла через довольно глубокий овраг по довольно тонкому бревну. Спор, надо полагать, выиграла. К зачёту по русской истории она готовится в лесу, забираясь с этой целью на изолированно стоящий дуб.

      Автор в детстве не наигрался в куклы, и это сильно сказывается на лирической героине.

      Отметим также, что лирическая героиня ведёт себя неоригинально. Достаточно вспомнить Стасю Миронову, которая перед зачётом по Шайтанову разгуливала по перилам балкона Центральной аудитории.

      (...достаточно вспомнить Стасю Миронову, которая выбежала в коридор с билетом об особенностях романтизма Жуковского, спросила у Маши, кто такой Жуковский, и получила свою пятёрку, вспомнить Стасю Миронову, которая накануне экзамена по Смирновой пришла в Ленинку с горными лыжами, Стасю Миронову, которая чуть не загремела в академку из-за сотрясения мозга, когда её уронил партнёр по спортивному рок-н-роллу, Стасю, которая подошла к Курукину проставить зачёт, и, когда тот, не глядя, расписался, стала выяснять у меня, как называется предмет, который он у нас вёл...)

      Сессия.

      Ночь несказанно долга и останется времени много

      всем нам для сна безмятежного...

      И выдал грешный мой язык:

      мне сна нет от французских книг, немецких,

      английских и литературоведских.

      Ещё выдал:

      – Где же эта Лиля,

      С которой мы конспекты по-братски разделили?

      {Не вижу я, и сомневаюсь я,

      что вскорости увижу я ея.}

      Ещё выдал латинскую поговорку:

      Multi libri de rerum naturae scripti sunt.

      И ещё русскую выдал:

      За N зайцами погонишься, N 2 зайца поймаешь.

       

      Тим Пономарёв по поводу того, что Козлов ни с того, ни с сего поставил всем автоматом зачёт по романтизму:

      – Цветы зла, полюбишь и козла.

       

      Из третьих рук, за точность не ручаюсь: сочинение внучки Галины Андреевны Белой на тему "Выдающаяся личность".

      "Моя бабушка очень добрая. Она никогда не ставит студентам двойки, она их просто посылает домой ещё почитать книги, и потом они возвращаются".

       

      Ясеневскую усадьбу, оказывается, начинал реставрировать Айзенберг.

      Меня ещё чуть ли на свете не было. Моя мама:

      – В чём же, собственно, состоит искусство реставрации? Сколько себя помним, всё никак не закончат.

      – Вот Вы отчасти сами и ответили на свой вопрос.

      Надежда Ароновна поведала о том, как любопытно в одном из вступительных сочинений преломилась "Тема исповеди в творчестве Лермонтова": в романе "Герой нашего времени" автор проникает в душевные глубины персонажа, и тем самым как бы исповедует его. Ошибок, по счастью, оказалось предостаточно, и вердикт был: "Тема сочинения абитуриентом не понята. 2. Шапиро".

      Двоечные сочинения обязательно перепроверяются. Добавилось ещё несколько ошибок. "Тема сочинения абитуриентом понята оригинально. Всё равно 2. Дашевский".

       

      Серёжик Подлесский уехал на один семестр в Германию. Должен привезти оттуда учёности плоды, в частности, кудри чёрные до плеч {русый и стриженый}.

       

      – а позже выяснилось, что она гордится, что ей удалось поссориться со мной (в смысле, с особью женского пола) не на почве, например, ревности, а из идейных соображений

      – спасибо, что ты мне всё это рассказала. Как только у тебя в голове держится

      – я, кстати, пока не рассказала, не подозревала, что дословно помню этот разговор. Наверно, его как раз нужно было кому-нибудь рассказать, чтобы забыть

      – мне это правда ужасно интересно. Понимаешь, как некоторый срез человеческих отношений

      – я бы сказала "скол"

       

      Переписка на уроке английского с Тимофеем Пономарёвым

      Яна War and peace: Short story
      Тим Andrew was a good guy, he loved Nat but he
      died, cause he was a soldier.
      Pierre wasn’t a soldier, so he married Nat and
      they had children. Happy end. Long-long second
      epilogue. End.
      Яна а никако
      ты писака!
      Тим А никако я читака!
      Яна ты не хочешь случайно в капустнике take
      part?
      Тим Quoth the student: <...> full of
      glue


      <В предыдущей строке угловые скобки принадлежат Тиму>.

       

      Ваня Ященко открывает в Москве Дом (центр) непрерывного математического образования. Первая реакция: сумасшедший дом. {Позже окажется, что это центр непрерывной игры в настольный теннис}.

       

      Звонила в Америку поздравлять брата с днем рождения:

      Что ж ты меня как на похоронах поздравляешь?

       

      Владимирская вывеска: "ИНЖИНИРИНГ БАНКЪ"

      В школьном спортзале во Владимире: "Здоровье – всем, медали – сильнейшим!"

      В центре города стоит трехгранная стела, с разных сторон которой сидят Дмитрий Пожарский, древнерусский зодчий и производитель пятидесятитысячного трактора "Владимирец".

       

      Музей-водокачка, стоп-кадр дореволюционного быта. Хочется переписывать всё подряд. "Вода содовая сельтерская изготавливается исключительно из прогонной воды и химически чистых солей".

      Там же – выдержка из правил дорожного движения: "В случае беспокойства лошадям, причиняемого появлением автоматического средства передвижения, автомобиль следует остановить".

      Раньше Надежда Ароновна привозила детей посмотреть, как всё было не похоже на то, что у нас, а теперь – как всё похоже.

       

      Володя Рыбаков читает какое-то объявление: "Аносов... это, видимо, греческий вариант фамилии Безносов".

       

      Мама: "Салат был менее чем вкусный".

       

      Диана Каплинская (10 лет)

      – Дианочка, ну вот ты знаешь, как по-английски будет "я не знаю", "I don't know", а как будет "я знаю"?

      – I don't yes.

       

      Можно сказать "взвешенная реакция" от слова "взвесить", а можно – от слова "взвесь".

       

      Игорь <отч. не сохр.> Чубаров, наш с Наташей Стефанович любимый философ, пересказывает сценку, увиденную на улице: один пьяный жалуется другому:

      – Представляешь, прихожу домой, и штаны не могу ни надеть, ни снять...

      За эпохой шизоанализа, по всей видимости, должна следовать эпоха шизосинтеза.

      Коллоквиум у Галины Андреевны Белой:

      – Как вы понимаете статью Шкловского "Искусство как приём"?

      – Как приём (Наташа Стефанович, Аня Легенкина).

      – Я согласна со Шкловским (Аня Сарабьянова).

       

      Резюме поэтики Пастернака: "Я губка, губка, губка, я вовсе не фонтан".

       

      Вычитала у Герцена чей-то вариант перевода "quarterly review" – "квартальный надзиратель".

       

      Зверев сказал, что Роберт Фрост сказал что-то типа того, что писать верлибром – всё равно, что играть в теннис без сетки. Именно: так-то хотя бы понятно, что в сетку не нужно попадать...

       

      В детстве на даче мама попросила меня надписать свежезакрученные банки, и я снабдила маринованные огурцы лейблом "ОГУРЦЫ ЗЕЛЁНЫЕ КРУПНЫЕ". Дорефлективный концептуализм.

      Или как мы украшали школу ко Дню рождения школы и повесили на стену чистый ватманский лист и подпись "Белый квадрат".

       

      Далёкий от литературных кругов дедушка Маши Майофис увидел по телевизору Пригова, и осведомился у Маши, не умственно-отсталый ли он случайно. Он умственно опережающий.

       

      На тусовке Школы Современного Искусства Рубинштейн оглядывается, куда бы приткнуть сигарету:

      – Боюсь, что пепельницей Вам...

      – Послужат юбки милых дам. (Маша Майофис).

       

      Наташа Стефанович рассказывает про внука Зализняка в летней лингвистической школе. В тот момент он увлекался кошками. Кто-то спросил:

      – Кошачий язык знаешь?

      – Нет, язык не знаю. Но речь понимаю.

       

      Эталон неловкости от Лены Виленской: когда девятилетний ребёнок начинает шутить в обществе взрослых (это про меня).

      Эталон манерности от Володи Рыбакова: венчаться в храме Покрова на Нерли (это вообще-то было бы неплохо, только если вместо луковицы обратно шлем надеть).

       

      Можно сделать литературный альманах "Общая тетрадь".

       

      Выяснилось, что довольно многих людей преследует одинаковый кошмар: Лифт проезжает нужный этаж и продолжает ехать вверх. Дальше возможны вариации: у меня он иногда выезжает на крышу, смещается вбок и спускается в соседнем подъезде, а иногда вылетает над крышей дома по параболе, тормозит и начинает падать, тут я просыпаюсь. У Димы Панова он выходит на орбиту. Лучше всех у Кати Беляевой: лифт останавливается-таки на нужном этаже, но вместе с ней выходит на лестничную клетку.

       

      Меню – программа совместных пережёвываний.

       

      Одно и то же слово можно услышать как "чаечки" и "человечки" (чеаечки).

       

      Лермонтов о тучке: "Выспалась на груди, и улетела, оставив после себя какой-то неприятный осадок".

       

      Можно сказать "давно читал", а можно сказать "давно не читал".

       

      Театр одного зрителя.

      Авторство оспаривается, но можно сослаться на Э.Л. Безносова: "Камю на Руси жить хорошо".

      Маша рассказала, что у него в компьютере spellcheck предложил исправить "бездуховный" на "бездоходный".

       

      Даня Виленский (10 лет) читает какой-то текст от лица жирафа: "I don't eat animals. I only eat... (хитро смотрит) people".

       

      На Китай-городе рекламный плакат: ручкой Паркер написано что-то типа письма Татьяны. На обратной стороне Пеле рекламирует кофе Пеле. Володя: "А вот и он".

       

      "Мебель для офиса и комфорта" – плакат поперёк Ленинского проспекта.

       

      В метро плакат "Мебель для дома и офиса" прочла сначала как "Мебель для дома Иосифа", потом "для до Майофиса".

       

      Брат попросил своего друга, который передаёт ему мои е-письма, передать в свою очередь мне, что его бесит русский язык на латинице и он предпочёл бы, чтобы я писала по-английски.

       

      Рая Раскина (позже): "do chego zhe ne l’ubl’u russkij govor nerusskimi bukvami pozorit’, pravo slovo, kak budto Kirill i Mefodij zr’a rabotali".

      Зав. кафедрой иностранных языков Марина Рафаиловна Кауль ("цианистый кауль", не в обиду будь сказано, причём не мной, а кем – не скажу) зачем-то заставила нас переперевести с английского языка статью Бродского "Похвала скуке", которую до того уже перевела Лена Касаткина. Интересно было бы посмотреть, что она потом делала с десятью вариантами этого текста.

       

      Шла от института к метро компания из Айзенберга, Гаевского, Бака и меня. Мы с Мишей создавали культурную ситуацию: то отстанем от отечественной науки, то обгоним.

       

      Даня быстро усвоил особенности жанра "small talk":

      – Нi, how are you?

      – Fine, thanks, and you, fine, thanks.

       

      Поверил алгеброй геометрию.

       

      Даня:

      – Birds sing songs.

      – [z] на конце как следует произнеси.

      – З-з-з-з... но это же птицы, а не пчёлы.

      – Почему ты, когда писал формы глаголов, сначала написал "wore", а потом "wear"?

      – Прошедшее было раньше.

      – Bye, teacher, how are you?

      – Fine thanks, and you, fine, thanks.

       

      Концерт Щербакова ("Старые песни о второстепенном").

      – Что Вы думаете об омолаживании Вашей аудитории?

      – Медицина не стоит на месте.

      ...

      – Москва – удивительный город. Такое количество хаоса, что это уже начинает перерастать в гармонию.

       

      У обитальяневших Майи Глезеровой и Раи Раскиной появилась в речи неуместнейшая в русском превосходная форма прилагательного, но обаятельнейшая.

       

      Покоряет в Гаспарове готовность рассуждать о недопонятых стихах, отбрасывая недопонятое за несущественностью. И ещё вот это:

      "Гражданская лирика 1937 г.", С.101: "Несколько иначе <...> к тому же выводу приходит Г.Фрейдин <...> На наш взгляд, это лучшее, что до сих пор написано об "Оде".

      (Здесь у лирической героини случилось небольшое развитие желчи. Вообще-то к Гаспарову она относится довольно хорошо. И к тому, и к другому. Николаенко, правда, полагает, что порядочный филолог обязан однажды выбрать для себя одного из двух Гаспаровых, но лирическая героиня не считает себя порядочным филологом)

       

      Анекдот, рассказанный однажды Андреем Леонидовичем Зориным в очереди в буфет Ленинской библиотеки:

      Разговаривают два еврея:

      – Вы не знаете, что бы это могло значить, "эсэнгэ"?

      – Не знаю, но "essen", кажется, ‘кушать’.

      Надо сказать, что в вышеупомянутом буфете Андрей Леонидович питался регулярно. Ходила легенда, что жена его, выбравшись в Ленинку после многолетнего перерыва, заподозрила, что все эти годы супруг её обманывал.

       

      Идём с Сонькой Владимировой мимо Ясеневского храма.

      Сонька:

      – ты крещёная?

      – пока что нет.

      – я думаю, не важно, человек крещёный или нет. Главное, чтобы внутри был крестик.

      – это как?

      – ну... это значит, человек соблюдает законы, данные Богом.

      – какие законы?

      – ну там: не красть, не врать, не убивать... не вмешиваться.

      – ???

      – ну то есть вот например я вижу, что кто-то у кого-то что-то стащил, а потом когда начинают выяснять кто, я не буду говорить...

      О! У меня, оказывается, есть документальное свидетельство о том, что я практически познала самоё себя. Чудесная преподавательница истории древнерусского искусства попыталась одновременно поставить зачёт мне и принять его у следующего студента.

      8-й семестр 1996/ 97 учебного года ЧЕТВЕРТЫЙ КУРС Токарева Яна Александровна

      (фамилия, имя отч. студента)

      П Р А К Т И Ч Е С К И Е З А Н Я Т И Я

      № №

      п / п

      Наименование дисциплин

      Кол.

      Час.

      Фамилия

      препода-

      вателя

      Отметки

      о зачете

      Дата

      сдачи

      зачета

      Подпись

      препода-

      вателя

      1

      Токарева Я.А.

       

      зачёт

      Белова

      17.05.97

       

       

       

      1 Крысы. Выдержка из письма покойной Ире Либовой.
      2 Это предложение – цитата из нашего школьного военрука, Владимира Борисовича Органова. Вот ещё из него же: "Сторон света четыре, а между ними – ещё четыре".
      3 Ко дню рождения декана Галины Андреевны Белой (19 октября). Есть видеозапись.
      4 Автор – Даша Виноградова.
      5 О идиллия: распиливание каталожного ящика на котурны! О визг пилы и запах древесины в предбаннике машиной квартиры! Машин папа спрашивает, много ли нам ещё, по нашему мнению, времени на все это понадобится. Полчаса. Ну, тогда он пойдёт пару часиков погуляет. О наивность! Вернувшись через час, котурны он застает уже готовыми, а нас с Машей – занятыми делом ничуть не менее идиллическим: пошивом лавровых венков из лаврового листа. Одиннадцати штук. На всякий случай.
      6 Лиля рисовала афишу, писала музам имена для повешения на спину и профессии для повешения на грудь и бросала с балкона "манну", когда речь заходила о спецсеминаре Манна "Опять про Гоголя", причём манна эта состояла из требований чуть ли не профессорского зала Ленинки, поскольку в ОЧЗ к моменту, когда я туда добралась с целью их надыбыть, а также с целью посмотреть, в какой точно позе находятся товарищи на первом плане картины "Последний день Помпеи", и даже на всякий случай их зарисовать, а нужно они нам были для немой сцены, а немая сцена была задумана как-то чересчур уж сложно: Талия в позе городничего, Терпсихора в позе умершего лебедя, Эрато и Урания в той самой позе, в которой брюлловские товарищи (правда, Лера в последний момент что-то сымпровизировала, так что поза эта оказалась не самой устойчивой), остальные музы – не помню в каких позах, так вот, в ОЧЗ к моменту, когда я туда добралась, требования уже кончились
      7 В тот момент читал на истфиле спецкурс "литература постмодернизма", а также был одним из преподавателей Школы Современного Искусства, открывшейся за неделю до капустника.
      8 Д.П. Баком на истфиле затыкали все дыры в курсе истории русской литературы. Он вёл семинары по первой трети XIX, лекции и семинары по второй и третьей третям, то есть три семестра кряду, после чего читал ещё и курс истории русской критики. Незадолго до капустника ездил на конференцию в Екатеринбург, где решалась судьба учебного плана ИФФ: быть ему четырех или пятилетним (программа бакалавр или специалист). Здесь аллюзия на монолог Урании из капустника. Осмотрев зрительный зал в телескоп ("Ёлы-палы, сколько ж вас тут!!! Звёзды... звёздочки... даже НЛО..."), она произносила: "Вижу небесное тело. Дмитрий Петрович Бак. А знаете ли вы, что, при счастливом расположении звёзд, Дмитрий Петрович за лекцию проходит не менее семи километров? Вопрос: какой период истории русской литературы ему придётся прочесть, чтобы дойти до города Екатеринбурга?"
      9 Нестеренкова.
      10 См. предыдущую сноску. Вплоть до середины четвёртого курса наши четверокурсники не знали, последний или предпоследний год они учатся в университете.
      11 В учебном плане истфила риторика предшествовала логике.
      12 Л. Г. Березовая, препод. кафедры истории России нового времени
      13 В оригинале текст произведения располагается на карточках.
      14 То есть в Центральной аудитории РГГУ, где сохранилась (со времен ВПШ) золотая настенная табличка "Аудитория имени В.И. Ленина", а также (со времен Народного университета Шанявского) выбитые под потолком имена и даты жизни прославленных деятелей наук в дореволюционной орфографии и произвольном порядке.
      15 На открытии ШСИ творилось нечто невообразимое: Афанасьев явился народу в свитере. Гандлевский и Рубинштейн вдвоем уносили со сцены лишние столы...
      16 Первый куплет, в основном, Машин; второй – в основном, мой.
      17 Помимо бартовской смерти автора подразумевался недавний на тот момент уход Курицына из газеты "Сегодня". Позже песня обогатилась непредусмотренным смыслом: протагонист не пришел на капустник.

       

      ОКОНЧАНИЕ "АРХИВНОЙ ПРАКТИКИ"               

       

Страница Яны Токаревой        К содержанию

Основатель проекта Алексей ВЕРНИЦКИЙ
Редактор Сергей СОКОЛОВСКИЙ
Написать автору